Фото: З. Хадзиева

Публикуем статью 2010 года одного из активнейших участников ингушского движения за возвращение аннексированного ингушского Пригородного района Беслана Усмановича Костоева (Аллах1а гешт долд цун).

К истории январских событий 1973 года.

Как это было

Ингушская молодежь 1973 года сегодня уже относится к старшему поколению нашего народа и долг старших сказать нашей молодежи, как это было. Я искренне люблю нашу молодежь, и, как один из ветеранов национального ингушского движения с 1957 года хотел бы чуточку приоткрыть завесу над происходившими тогда с нами событиями. Старшее поколение обязано передать нашей молодежи то, что мы видели в те годы как активные участники этих событий и поддержать нашу молодежь, предостеречь ее от возможных ошибок при решении ингушского вопроса.

Фото: З. Хадзиева

Со дня частичного восстановления Чечено – Ингушской АССР ингуши, не переставая, ставили перед Кремлем вопрос о возвращении незаконно отторгнутого у них в пользу Северной Осетии ингушского Пригородного и части Малгобекского районов, натыкаясь каждый раз на необоснованные антиконституционные обвинения в антисоветчине и национализме, в попытке «вбить клин в дружбу народов», исходивших из высоких кабинетов партноменклатуры. Разрозненные письма и обращения ингушей в Москву с просьбами вернуть им отнятую у них Сталиным Родину, успеха не имели.

В 1972 году ингуши самым серьезным образом поставили перед ЦК КПСС и Советским правительством вопрос о необходимости восстановления территориальной целостности Ингушетии в любой приемлемой форме государственного образования.
Раскрывая полностью механизм возникновения ингушского вопроса в своем знаменитом письме «О судьбе ингушского народа» (октябрь – ноябрь 1972 года) и письма ингушского народа на имя Генерального секретаря ЦК КПСС передовые представители ингушской интеллигенции и всего ингушского народа писали: «Мы согласны на любые возможные варианты решения ингушского вопроса, которые дадут возможность восстановить территориальную целостность и национальную государственность Ингушетии».
После этих документов в Чечено – Ингушском обкоме КПСС поднялся переполох, и вместо того, чтобы разобраться в происходящем, первый секретарь обкома партии С.С. Апряткин мобилизовал весь идеологический аппарат для извращения ингушского вопроса, пытаясь свести его «к нездоровым проявлениям кучки националистов», «карьеристов», «экстремистов» и.т.д. Административные органы работали на предельной мощности, запугивая увольнением с работы, исключением из партии и комсомола лиц, подписавших письмо, требуя отречения от мыслей, высказанных в нем. Обком КПСС проиграл идеологическую войну против ингушей, допустив грубый просчет.

Нам удалось переиграть и Чечено – Ингушский обком КПСС и местный КГБ. В ЦК КПСС ингушская делегация повезла с собой оригинал письма, а в руки местной власти попал черновик письма с ошибочными положениями без подписей. Преднамеренная утечка информации была нами организованна специально. Не имея документа ЦК КПСС ЧИ обком КПСС оказался в луже. Мне, как одному из авторов и редакторов текста обеих писем, это хорошо известно. Раскрывать сегодня этот механизм рано. Антигерои ингушского народа известны, имена их будут названы, чтобы наша молодежь знала кто есть кто в политической истории Ингушетии.

В напряженной и нервозной обстановке созданной властями в ЧИАССР, 16 января 1973 года ингуши заполнили площадь имени Ленина перед зданием Чечено – Ингушского обкома КПСС в г. Грозном. Митинг, начавшийся в 10 часов, беспрерывно продолжался до 4 часов утра 19 января 1973 года. В повестке дня был один вопрос – возвращение ингушам отнятой у них Сталиным Родины. Нужно особо отметить, что это был не только исключительно демократический митинг, но и митинг высокоорганизованный, дисциплинированный и политически выверенный. Не было ни одного случая хулиганства, нарушения общественного порядка, ни одного аполитичного или националистического заявления.

На митинге произошел уникальный случай, о котором говорили участники с восторгом. Среди митингующих рядом оказались два кровника, один из которых, как виновная сторона, стал незаметно покидать площадь. И в это время второй четким голосом говорит о своем прощении крови, заявляя, что они должны вместе отстаивать интересы своей Родины. И, не смотря на все это, руководство республики совершенно необоснованно приписало участникам этого митинга целый букет грехов, которых они не совершали.
19 января 1973 года на рассвете ингушей оцепили наряды солдат и милиции с пожарными машинами, дубинками и саперными лопатками разгоняя народ. Все это на языке партийных бонз и правоохранительных органов называлось применением административных мер. Участники митинга проявили традиционную для ингушей выдержки и хладнокровие, не оказав правоохранительным органам сопротивления и не позволили им перевести митинг на уровень хулиганских выступлений, хотя власти пытались добиться такого развития событий.
Клеветническая компания против ингушей, начатая местным руководством после этого митинга, приняла огромный размах, в результате чего в республике создалась исключительно нервозная обстановка. Партийные собрания с осуждением ингушских «националистов» шли беспрерывно во всех районах республики. По данным архива Чечено – Ингушского обкома партии на этих собраниях выступили 946 коммунистов, из которых 943 человека «осудили» ингушей, и только три человека поддержали авторов писем в ЦК КПСС. Из этих трех коммунистов двое были исключены из рядов КПСС, а одному объявили строгий выговор.

Январский митинг ингушей был самым длительным и первым на территории СССР. Он имел исключительно важное значение и показал всей стране, что ингуши – это нация, осознавшая себя как этнос угнетаемый тоталитарным режимом.
Сегодня наш народ оказался в тяжелейшей ситуации открыто притесняемым аннексионистами ингушских территорий и не защищенных Конституцией РФ.

Беслан Усманович Костоев

Костоев Беслан Усманович.
Родился 28 августа 1938 года в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) СО АССР в семье известного на Северном Кавказе религиозного деятеля, участника Первой Мировой и Гражданской войн Усман – муллы. Окончил Грозненский нефтяной и Московский инженерно – экономический институты. Родители были раскулачены до его рождения.
Более 30 лет проработал в пищевой, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и химической промышленности, на строительстве пищевых, нефтегазовых и химических предприятий.
С 1957 года Б. Костоев – один из активнейших участников ингушского национального движения за восстановление прав репрессированных народов.
Б. Костоев – автор многих публикаций по национальной ингушской проблеме. Он также является одним из авторов и редакторов «Письма двадцати семи коммунистов в Политбюро ЦК КПСС «О нарушениях ленинской национальной политики КПСС в Чечено – Ингушской АССР» (март – апрель 1972 г.), Письма ЦК КПСС «О судьбе ингушского народа» и Письма ингушского народа на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева (октябрь – ноябрь 1972 г.), «Обращения ингушского народа к руководителям ЦК КПСС и Советского правительства (октябрь 1988 г.). На Втором съезде ингушского народа (сентябрь 1989 г, г. Грозный) выступил с докладом «О социально – политическом положении ингушского народа».
Умер 28 июля 2010 года. Похоронен в с. Яндаре

Оставить ответ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите Ваше имя здесь