Эта удивительная история произошла в 1947 году. Шел четвертый год выселения ингушского народа. Спецпереселенцы в Казахстане были ограничены в правах и даже не могли посетить родственников в соседнем селе или горроде без специального разрешения комендатуры, а 20-летний Султан Калоев побывал дома -на Кавказе. Султану Калоеву, проживавшему до выселения в городе Орджоникидзе (Владикавказе), повезло в том, что он работал на железнодорожной станции города Кокчетава, когда у многих спецпереселенцев не было возможности трудоустроиться. Соответственно у него было право бесплатного проезда один раз в год в тот или иной город СССР. Как рассказала сестра нашего героя Люба Барахоева (Колоева), взяв отпуск, Султан сумел уговорить начальника станции, чтобы тот выдал ему удостоверение проводника с фамилией армянина (он был на них очень похож). Надев униформу, молодой человек нелегально отважился поехать в Москву. Хотел побывать на Красной площади такая у него была мечта. Султан меньше всего думал о том, что может произойти, если его изобличат, риск, на его взгляд, был оправдан. Добравшись до Москвы, молодой человек сразу направился на Красную площадь — вожделенное для него и сакральное для страны место, о котором слышал с самого детства и видел на картинках. Надо было так случиться, что здесь он столкнулся со своим соседом по Владикавказу армянином Георгием или Жориком, как его называли все соседи (до выселения ингушей они жили на углу улиц Горького и Революции). Жорик окликнул его: «Сергей, не может быть!». Султан хотел уйти, сделав вид, что не узнал соседа, но тот не думал отставать. Пришлось признать товарища детства, пока на них не обратили внимание. Жорик рассказал Судтану, что он сам не в лучшем положении, поскольку его отец арестован, а в Москве он оказался проездом. -Наш сосед вечерним поездом собирался домой. Не могу сказать, чья это была идея, но брат решился поехать с ним- рассказывала Люба. — Султан жил у Жорика дома, гулять в город они выходили ближе к вечеру, боясь встретить знакомых. Вместе они посетили и наше родовое село — Цурой-юрт. Два его друга и он оделись в тряпье, взяли сумки и под видом попрошаек побывали во дворах домов родственников Султана- Калоевых и Хашиевых. Как он потом рассказывал, там ничего не изменилось. Но жили другие люди, и звучал чужой язык. На пятый день пребывания во Владикавказе Султану захотелось пойти в кинотеатр «Родина», что находился на проспекте Ленина, куда они часто бегали детьми. Но тут один из его друзей услышал, как кто-то за спиной прошептал своему товарищу: «Смотри, это разве не Сергей?». Они сделали вид, что ничего не слышали, прошли в зал, но как только начался фильм, тихо вышли из зала и скрылись за Тереком, где просидели допоздна. Кинотеатр, как потом выяснилось, был оцеплен сотрудниками НКВД, которые тщательно проверяли каждого посетителя. То ли история с пришельцем показалась им нереальной, то ли это было простое везение, но облавы в доме у соседей, принявших Султана Калоева, не было. Через день, отсидевшись большей частью в подвале у друзей, он на товарном поезде доехал до города Атбасара, а оттуда домой, в Кокчетав. -Когда он вернулся и рассказал нам о своей поездке, мы естественно, не поверили. Даже фотографии наших соседских подружек, переданные для нас, не поколебали сомнения. Подумали, что он мог получить письмо со снимками, а нас просто разыгрывал Лишь спустя два месяца, получив очередную весточку с Кавказа- письмо от Жорика, мы убедились, что Султан говорил правду. Тот итересовался, как он доехал, а наши подружки в своем письме сообщили нам подробности. Весть быстро распространилась и к нам приходило очень много людей. Всем было интересно узнать, что там на Родине, какие перемены. Султан сотни раз пересказывал, как он побывал во Владикавказе, Цурой-юрте, но его заставляли повторять историю поездки еще и еще раз,- рассказала Люба Барахоева.

Лилия Харсиева. История была напечатана в «Вестнике союза молодежи» 17.02.2014

На фото: Хадишат Хашиева-Колоева и ее дети: Султан, Дауд, Хава, Люба, Багаудин, г. Владикавказ, 1930 год

Предыдущая статьяДве премьеры: «Баллада о чести» и «Мархаш»
Следующая статьяИсламская интеллектуальная игра «Знай свою религию» 2019. Положение и Регистрация участников