В Ингушетии старейшины выступили с социально значимой инициативой – привести укоренившиеся в ингушском народе свадебные традиции в соответствие с нормами общественного порядка и безопасности. Речь идет о свадебных кортежах, без которых в республике не обходится ни одна свадьба. Проблема нарушения ими ПДД назревала много лет, а в последнее время попала в шорт-лист центральных тем общественной дискуссии.

Свадебные кортежи распространены не только на Кавказе. Одним только фактом своего появления на дорогах неорганизованные свадебные колонны создают помехи и аварийные ситуации. В каждом регионе существуют свои особенности свадебного вождения. В Ингушетии – это борьба за право почетной езды за машиной невесты. Чтобы не пропустить других претендентов, приходится «тереть» бампер. Неудивительно, что подобная джигитовка за рулем зачастую оканчивается плачевно – интернет изобилует роликами, где видно, как сразу несколько железных коней, включая машину молодоженов, в миг превращаются в груду дорогого металлолома. В некоторых случаях о продолжение свадьбы уже и речи быть не может!

Для решения этой проблемы в одном из крупнейших сел Ингушетии – Кантышево прошел сход с участием старейшин. На сходе был выработан ряд мер, который, как надеются участники, способен оздоровить ситуацию со свадебными автопроцессиями. Как рассказал один из присутствовавших, в частности, было решено сократить кортеж до четырех машин. Во главе будет двигаться машина имама и старейшин, а за ней – машины молодоженов и сопровождающих лиц. Замыкать колонну будет «контрольная» машина, которая будет отвечать за обеспечение безопасности передвижения. Таким образом битвам за почетное место за машиной жениха и невесты будет положен конец. Также участникам свадебного кортежа будет запрещена стрельба из боевого оружия.

В качестве вишенки на «свадебном торте» старейшины предложили взимать с нарушителя – а в случае если он не установлен, то с хозяина торжества – штраф в размере 50 тысяч рублей. Речь, конечно, не идет об административном штрафе, который могут накладывать исключительно госорганы. Средства наряду с религиозными отчислениями будут поступать на содержание сельских мечетей и помощь неимущим.

Следует отметить, что в ингушском обществе решения имамов и старейшин не обсуждаются, а увиливать от их исполнения – занятие неблагодарное и бесперспективное. Тем более в Кантышево, которое является своеобразным примером мира и согласия между представителями разных течений ислама. Среди его жителей распространены кадарийский и накшбандийский тарикаты. Несмотря на это, местные живут единой общиной, собирают общий закят (предписанный исламом налог с дохода), который идет на развитие всего села и поддержку нуждающихся. Как и в случае с закятом неплательщику штрафа грозит, пожалуй, самое суровое по местным меркам наказание – отлучение от тейпа и мусульманской общины. Поэтому знающие люди высказывают убеждение, что меры, предложенные на недавнем сходе старейшин, возымеют надлежащий эффект на дорогах.

В этой связи остается только надеяться, что инициативой жителей Кантышево в ближайшее время воспользуются и другие районы Ингушетии, в результате чего статистика ДТП с участием свадебных кортежей перестанет фигурировать в региональных сводках.

 Марат Расулов
ИА IslamNews