«Мы поименно вспомним тех,
Кто поднял руку»
А. Галич

Сегодня 26-ая годовщина этнической чистки ингушей в г. Владикавказе и Пригородном районе Северной Осетии. Скорбя и помня жертвы пролонгированной в XXI век сталинской нацполитики, мы обязаны четко видеть и ясно понимать политико-государственную преемственность, трагически для нашего народа живучую и реализуемую именно в сталинской парадигме: депортация 1944 года, этническая чистка и насильственное изгнание ингушей из Сев. Осетии в 1992 году и нынешняя драма по т.н. «установлению административных границ между Ингушетией и Чечней»(2018 год).
Ингуши из Пригородного района и Владикавказа (почти 70 тысяч человек) в 1992 году были депортированы во второй раз после 1944 года в т.н. «демократической» новой России и в связи с чеченской проблематикой, но главным образом потому (и сегодняшние события тому подтверждение), что в неизменной имперской политике «разделяй и властвуй» являются объектом перманентной репрессии, в основе которой лежит препятствование государством (сталинского, хрущовского, брежневского, ельцинского и путинского) законной возможности жить на своей земле и быть реальными субъектами права, а не объектами манипуляций в угоду тем или иным планам военно-политического руководства страны в разные исторические периоды.
Огромное количество документов и материалов четко свидетельствуют, что к началу ингушской трагедии в Пригородном р-не и Владикавказе тогдашнее руководство страны было прекрасно осведомлено о происходящем в регионе. Именно поэтому 19 апреля 1991 г. в Пригородном р-не Северной Осетии было введено ЧП, осуществлявшееся всеми силами и средствами всех родов войск регулярной армии, а также внутренними войсками МВД РФ. Из официальных документов следует, что федеральные органы способствовали созданию и вооружению незаконных формирований Северной Осетии (народного ополчения и гвардии). Бронетехника, оружие передавались через Министерство обороны, МВД России под предлогом обеспечения т.н. миротворческого батальона в Южной Осетии и полков патрульно-постовой службы в Северной Осетии. Документы свидетельствуют, что руководство страны сознательно милитаризировало Осетию (хроника событий, статистика, анализ задокументированы).
Милитаристская вакханалия федеральных и осетинских структур к началу этнической чистки конца октября – начала ноября 1992 года стала возможной потому, что был саботирован Закон «О реабилитации репрессированных народов» от 26 октября 1991 года, который должен был быть реализован в отношении каждого репрессированного Сталиным народа по линии Совета Министров тогдашней РФ до конца 1991 года. Механизмы реализации Закона были предусмотрены в Постановлении ВС РФ от 26 апреля 1991 г. Неисполнение закона высшими должностными лицами в центре и в Северной Осетии (тогдашнем форпосте, как явствует из нынешних событий на Северном Кавказе, форпост поменял свою геополитическую дислокацию и перемещен в Грозный) обострило ситуацию в регионе настолько, что целая серия преступлений в отношении ингушей, совершенных в преддверии октября-ноября 1992 года, не могла не привести и привела к кровавой кульминации. Не менее существенным фактором, приведшим к военным и карательным действиям в Пригородном районе, явилось наличие южных осетин из Грузии. Этих беженцев намеренно расселяли в районе, и они резко усилили антиингушские настроения, криминогенную обстановку. Все это неминуемо вело к кровавой бойне и привело. Ельцин объявил 2 ноября на территории Осетии и Ингушетии ЧП с Временной администрацией. Хижа (ее глава) и Шойгу (заместитель) по существу в этот период бойни ингушей поспособствовали вместо «умиротворения»:
— геноциду ингушского населения в Пригородном районе и г. Владикавказе;
— допуску участия иностранных вооруженных формирований;
— не выступили с миротворческими целями;
— не выполнили разъединительных функций;
— не обеспечили безопасность беззащитной части ингушского населения (женщин, стариков, детей);
— не воспрепятствовали погромам и мародерству;
— не предприняли действий по освобождению заложников-ингушей, граждан России (единичные случаи не в счет, это были личные инициативы военных, общественных деятелей и т.д.);
— не воспрепятствовали захвату ингушских домов и квартир и присвоению их в собственность осетин;
— ни один осетин, осуществлявший насилие над мирным ингушским населением, не был (поджоги, убийства, мародерства и т.д.) наказан.
По другому быть и не могло, потому что Хижа и Гайдар с Грачевым выдали 31 октября 1992 г. 642 единицы стрелкового оружия, бронетанковую технику БМП-2 в количестве 18 штук и т.д. (все давно задокументировано):
474 ингуша были убиты в собственных домах.
500 ингушей ранены;
800 человек – подвергнуты лишению свободы в заранее подготовленных фильтрапунктах;
196 человек до сих пор числятся без вести пропавшими;
13 сёл из 16 полностью уничтожены:
3200 домовладений разрушено и разграблено;
65 тысяч стали беженцами.
С тех пор и по сей день права ингушей не восстановлены. Мучительная и унизительная (морально и физически) борьба за возвращение домой сопровождается тоннами официальных документов, судебными процессами по восстановлению прав собственности, совершенно сотни преступлений и т.д.
Обозначив события 1992 года как «межэтнический спор» ингушей и осетин, федеральный центр манипулирует собственными указами, постановлениями, законами и жизнями своих граждан, оставляя незыблемыми основные сталинские геополитические принципы волевого политико-административного деления региона, произвольность границ.
Отсутствие политической воли, несоблюдение собственных законов, пролонгирование моратория на Закон «О реабилитации репрессированных народов», явная нестыковка с нормами документов международного права, такими, как Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 2); Тунисская Декларация о правах человека и правах народов от 3 декабря 1988 г. и Всеобщая декларация прав народов от 4 июля 1976 г. (разд. 1, ст.3), делают практически невозможным восстановление исторической справедливости, устранение последствий репрессий сталинского геноцид, продленного в отношении ингушского народа в так называемый «демократический» период.
На международных трибунах – в ООН и Европарламенте – констатировалась озабоченность несоблюдением законности в отношении репрессированных Сталиным и Ельциным ингушей. В частности, 10 ноября 1995 г. на заседании Комитета по ликвидации расовой дискриминации ООН в соответствии со ст. 9 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации фиксировалось, что  в современной России признаются и осуждаются ошибки, а также откровенное беззаконие, допущенные в отношении народов в период существования СССР. Российская Федерация стремится восстановить историческую справедливость в отношении незаконно репрессированных народов, которые были подвергнуты насильственному переселению и другим репрессиям в годы советской власти. Закон «О реабилитации» …. От 26 апреля 1991 г. признает их права на восстановление или создание новых национальных территориальных образований, согласно их волеизъявлению, а также предусматривает возмещение ущерба, причиненного государством..
На 48-ой сессии Комитета ООН по искоренению расовой дискриминации 26 февраля – 15 марта 1996 г. (в этой сессии мы приняли личное участие) в Заключении Комитета от 12 марта 1996 г. в пункте 14 сказано: Ситуация, существующая в Ингушетии и Северной Осетии, является проблемой большого беспокойства. Большому количеству ингушских беженцев власти Северной Осетии отказали в праве свободно вернуться в места их прежнего проживания на территории Пригородного р-на. Несмотря на Закон «О реабилитации»….
В Резолюции Европарламента В4-0059.0077 и 0100/98 от 15 января 1998 г., касающейся положения в Республике Ингушетия, среди прочего, сказано о том, что ингуши должны быть возвращены на свои этнические территории, историческая справедливость должна восторжествовать. С тех пор (а это 20 лет!!!) документов такого уровня по ингушской проблематике не было!!! Провал в 20 лет говорит о несистемности работы ингушских патриотов, о торможении и саботировании государственной власти – федеральной и местной – важнейшей проблемы ингушского народа и о сталинской традиции в вопросе иерархий народов Северного Кавказа.
Проект федерального Закона «О реабилитации ингушского народа», внесенный на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ Народным Собранием – Парламентом РИ в декабре 1995 года и снятый с рассмотрения в декабре 2000 года, отклонен именно потому, что его 3-тья статья содержит такие нормы: Признать права ингушского народа на территориальную целостность. Правительству РФ обеспечить реализацию права ингушского народа как территориальную реабилитацию, имея в виду реализацию права на возвращение отторгнутых в 1944 году в результате репрессий территорий.
Проект не утверждается потому, что его статья 3-я, согласующаяся с Законом «О реабилитации репрессированных народов», а также со многими международными пактами, не согласуется со старыми геополитическими устремлениями федерального центра и политической практикой сталинского национализма руководства Северной Осетии.
Поэтому весь так называемый миротворческий процесс в зоне «осетино-ингушского конфликта» — это спектакль, призванный затягивать время и всячески уходить от ответственности за содеянное. Восстановление попранных прав и урегулирование всех северокавказских конфликтов в принципе невозможно при данной политико-государственной системе РФ, которая позиционируется как правопреемница СССР. В 1991 году на государственном уровне не случилось главного- десоветизации и десталинизации, своего Нюрнберга в новой России, увы, не ставшей демократической.
Отсутствие правовой квалификации сталинских преступлений в отношении ингушского народа до сих пор (и мы тому свидетели сегодня) создает условия и возможность этнических чисток (1992 г.), территориальных репрессий и новых административных межеваний в ущерб народу (2018 г.).
Государство не отказалось на юридико-правовом, моральном уровне от сталинизма, оно не соблюдает свои собственные законы, преступно использует национальные чаяния ингушей в своих военно-политических играх в регионе (в 1992 г. – для нейтрализации Дудаева, в 2018 г. – в связи с неосталинским проектом укрупнения северокавказских территорий, начав с заглатывания (поглощения) Ингушетии соседом-братом, превращающегося на глазах в «старшего брата» и «смотрящего» по всему Северному Кавказу).
И последнее в этой части. В недавнем интервью корреспонденту «КП» глава Ингушетии, как бы, подводя итоги произошедшего, сказал о том, что:
1) Все граждане имеют право на свое мнение и выражение его путем демократических свободных высказываний. Все прошло хорошо (т.е. митинг).
2) А теперь наступает время профилактики.
Что означает, как нам представляется, учитывая опыт 1973 года, точечное персональное выцепление и индивидуальные репрессии в отношении всех лидеров, особенно членов КС РИ. Это предполагает со стороны всего народа конкретную четкую поддержку, помощь по их безопасности (юридическую, правозащитную, финансовую).
Оперативное вынесение на все трибуны, внутренние и международные, фактов нарушения прав народа на экосистему, культурное историческое достояние в заповедной зоне «Эрзи».По примеру Якутии-Саха возможно создание в Ингушетии Ассоциации коренного народа по защите среды обитания согласно декларации ООН о правах коренных народов. После 20 лет затишья ингушского вопроса на международных трибунах эта проблема должна зазвучать! Таким образом, приходиться констатировать следующее. Ингушская трагедия с «кровавыми землями» (Т.Снайдер) Пригородного района-это хождение по кругу бесконечной сталинской истории, затянувшейся и затягивающей ингушский народ в вынужденное хождение по этому фатальному кругу с неизбежным возвращением к исходной точке своего прошлого- к 1944 году 20 века. Нахождение в инфернальной сталинской парадигме прошлого уже в 21 веке не оставляет народу надежды (особенно в свете последнего территориального «передела» с соседом-братом) на счастливую встречу со своим будущим.

Р.S. Декларация о правах коренных народов
(документ от 13 сентября 2007 г., принят на 62-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)

Права на собственные территории и природные ресурсы (помимо политической плоскости: прав человека, права на самоопределение).
Ст. 25:
— поддерживать и укреплять свою особую духовную связь с традиционно принадлежащими им или, иным образом, занятыми и используемыми ими землями, территориями, водами и морскими прибрежными водами, а также другими ресурсами, и нести свою ответственность перед будущими поколениями в этом отношении.
Ст. 26:
— использовать, осваивать и контролировать земли, территории, ресурсы, которыми они обладают в силу традиционного владения ими другого традиционного занятия или использования… «Государства обеспечивают юридическое признание таких земель, территорий и ресурсов с должным уважением к обычаям, традициям и систем землевладения соответствующих коренных народов»;
— на возмещение в виде компенсаций (включая реституцию) на земли, территории и ресурсы, конфискованные, отчужденно занятые или использованные, или которым был нанесен ущерб без их свободного предварительного и осознанного согласия.
(За 1944 г. – в 90е годы компенсации были выплачены оставшимся в живых депортантам в размере 600 $ !!!, а за 1992 г. – вопрос для судебных разбирательств).
Ст. 28:
В свете этой статьи при решении вопроса о компенсации, в случаях, когда с соответствующими народами не имеется добровольно достигнутой договоренности об ином, такая компенсация должна предоставляться в форме земель, территорий и ресурсов, равноценных по своему качеству, размеру и юридическому статусу или в виде денежной компенсации, или другого денежного возмещения.
Ст. 29:
— на сохранение и охрану окружающей среды и производительной способности их земель, территорий и ресурсов (суды по экологическим нарушениям уже, кажется, готовятся : дороги, рубка леса, нарушения природного баланса в заповеднике «Эрзи»).

II. Ингушский «Мастер-класс»
Уроки октября 2018 г.

1.Ингушский октябрь 2018 года показал:
Разного рода антинародные документы, кем бы они не утверждались, появляющиеся не в результате взаимопонимания и согласования позиций, даже не в результате компромисса, никого не защищают, не примиряют, но способствуют эскалации агрессии и насилия (в своей наивысшей «правоприменительной» стадии). Подобные документы, втайне и спешке принятые, даже не имеют никакого отношения к своему названию и декларируемому содержанию, ибо по своей сути не имеют отношения к реальной дружбе, сотрудничеству и партнерству. Подписанный двумя начальниками территорий документ засвидетельствовал ныне и в историческом плане, что это было лишь упорное желание подчинить одну сторону другой. Подчинение этой другой стороне, имеющей призрачную с точки зрения долгой истории Северного Кавказа сегодняшнюю силу, опирающуюся на двуглавую мощь третьей силы или стороны (наличие которой так отрицалось двумя подписантами, несмотря на визуальное подтверждение этой силы, персонифицированной в лице и фигуре генерала ГРУ, специалиста по спецдиверсиям – губернатора-наместника Матовникова, буквально нависавшего над братьями-подписантами 26 сентября с.г., а после посоветовавшего депутации от митинга идти в суд, , унизив фразой «каков народ – таковы бояре», они и пошли), первый шаг в новой «большой игре престолов» по переформатированию восточного Северного Кавказа.
2. Общегражданский митинг (сход) десятков тысяч ингушей продемонстрировал «миру и Риму» отнюдь не только тейповую солидарность, а общенациональную – всех ингушей России, СНГ и мира. Эта солидарность нации послала чёткий мессидж государственной власти (местной и центральной): манипуляций и хамства в отношении народа не допустим. «Впервые за долгие годы существования РФ авторитарный механизм управления обществом дал полноценный сбой… Создан… успешный бархатно-революционный прецедент. Ибо таких кейсов до сих пор не только путинская, но даже ельцинская Россия не знала. И не узнала бы, если бы ни граждански созревший Кавказ. Тот единственный, как оказалось, регион, где народ в целом, включая омоновцев и единороссов, сохранил в себе потенциал гражданского сопротивления и мирной уличной борьбы не только за пенсионные печеньки или против плюшевого Димона, но за свое гражданское и человеческое достоинство, которое на самом деле дороже любых печенек, трофейных шубохранилиц и жирных нефтяных скважин» (Даниил Коцюбинский).
Этот потенциал, несомненно – историческая и генетическая память о митинге ингушей в Грозном 16-19 января 1973 года. Политическая победа всего народа, без подкупов, устрашений, оболванивающей пропаганды сумевшего выиграть в первом трудном раунде, ибо решение ингушского КС – это пример отстаивания своих прав зрелого гражданского общества в лучшем своем проявлении. Это не басманный «цирк-шапито» с «телефонным правом».
3. Помимо гражданской зрелости был явлен высочайший уровень духовного самосознания. Соединение духовной и гражданской составляющей и дало изумивший весь мир результат, последовательный фактический, а не фейковый пацифизм ингушского народа, виртуозно избегающего провокаций, ведущих к немирным методам.
4. Готовность к немирным методам продемонстрировала чеченская сторона (интернет переполнен задокументированными свидетельствами тому).
Верховная власть России передала легитимность на страх и насилие избранным региональным вождям. Они в большей или меньшей степени и осуществили насилие над Конституцией, общественным мнением, историей дух народов, исполненной страданий и горестей в прошлом ХХ веке (не вдаваясь дальше, в глубь веков).
Все сравнения условны, но все же, все же… Ассоциации с островом Гаити 50-70 годов невольно приходят в голову, когда абсолютная тотальная власть семейства Дювалье вершила законами и распоряжалась жизнями своих граждан на отдельно взятом острове. Но Северный Кавказ, Ингушетия, в частности, не Гаити, по которому совершали свои рейды устрашения отряды тонтон-макутов, определяя, кому жить, а кому умирать!
5.Путинский академик Франкенштейн, очевидно, должен стать региональным минотавром, заглатывающим по куску от территорий народов-насельников. Жириновский (в начале сентября, а «друг» всех ингушей, чеченцев и иже с ними Шевченко в октябре, каждый в своем стиле, но, по существу, одно и тоже, проартикулировали сверхзадачу происходящего с сентября безумия. Северный Кавказ снова должен быть «порезан» (привет тов. Сталину) на два больших вненациональных куска или губернии — Кавказский и Горский (по Жириновскому) и восточный (Ингушетия, Чечня и Дагестан) и западный (Северная Осетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия , по Шевченко).
Духовная сила и гражданская активность ингушей на данном этапе помешала сталинскому транзиту энергично (в силу некой спешки в Кремле) воплотиться в жизнь на первом этапе. Как в свое время (60е-70е годы) советские диссиденты взывали к соблюдению властью родной Конституции, так и ингуши ныне вышли с лозунгом: «Исполняйте собственные законы!» Народ – легитимист, а власть – нарушитель собственной Конституции! Воистину прецедент в российском и международном праве…
6. 26 лет трагедии в Пригородном районе и 26-летие РИ в связи с нынешними событиями выявили следующее: постепенный за эти годы дрейф к сегодняшней драме на уровне управленческого пула происходил ноздря в ноздрю как в регионе, так и в центре. Растление властью и деньгами привело к интоксикации госвласти в центре и на местах. Безнравственные эталоны для подражания и аморальные модели жизненного успеха, набор ценностей, пропагандируемые стандарты, основанные на лицемерии, кумовстве, круговой поруке, лжи, фальсификациях, ложных отчетностях и т.д., обесценивали и опошляли социальную и духовную жизнь граждан республики, казалось бы, до самого дна. Управленческая «элита», постепенно, с конца 90-х годов, приучаясь жить сладко и комфортно, не считаясь с народом, обманывая его, как бы жила с этим народом в параллельных мирах, несмотря на родственные, тейповые институции. Превратившись в элиту национальной катастрофы, от полного падения в бездну которой и себя, и ее сегодня спасает ингушский народ!
7. Самодостаточные и деятельные акторы ингушской осени 2018 г., показавшие национальный дух и профессионализм организаторов и специалистов должны иметь в своих планах и образ будущей Ингушетии и всего региона в постпутинской России. Потому что смена одного генерала (ГРУ, ФСБ) на другого не изменит принципиально ничто в ингушской национальной судьбе. Проявление ингушской субъектности сегодня должно быть закреплено в стратегических планах подлинных лидеров духовно-демократического возрождения, а не одних и тех же узнаваемых персонажей, плавно перетекающих со своим увеличивающимся имуществом от одного генерала к другому в поисках еще лучшей доли себе и домочадцам. (Мы, к сожалению, уже видим их на площадках и в списках судьбоносных для ингушского народа документах).
8. Это и драма чеченского народа: в лице пехотинца-академика Чечня прирастает кусками ингушской земли из рук и по воле человека, истреблявшего чеченский народ с 1999 года. Сталин (т.е. союзная власть) отдал ингушские земли в 1944 году своим единоплеменникам, Ельцин (т.е. федеральная власть), возрождая неоимперское величие в борьбе с чеченской независимостью в 1992 году ингушской кровью в Пригородном районе, закрепил эти земли за осетинами. Сегодня чеченская власть кремлевской волей встраивается в эту людоедскую цепочку по уничтожению ингушской государственности, этноса, среды его обитания. А это не только чеченская, но общекавказская трагедия. 9.Высшее руководство страны в лице Путина осенью 2018 года сознательно создало не менее тяжелую , чем сталинская , проблему, последствия от которой (какие бы решения ни были приняты после) останутся травмирующими в ингушско-чеченских взаимоотношениях. Особенно в свете не столь давних русско-чеченских войн , когда земля ингушей по существу стала территорией жизни для уничтожаемых на глазах всего мира чеченцев.

Марьям Яндиева

Предыдущая статьяО проблемах малого бизнеса в Ингушетии
Следующая статьяУправление Россельхознадзора по Республике Ингушетия информирует население Республики о необходимости проведение осенних профилактических вакцинаций против Болезни Ньюкасла (псевдочума птиц)